Трудно писать о человеке, с которым давно знаком и которого вроде бы хорошо знаешь, но вот деяния его то восхищают тебя, то приводят в недоумение.
Речь идет о Евгении Павловиче Крикунове. Невольно восхищаешься им, поскольку он – не просто тонкий ценитель искусства и елецкой старины, но и известный коллекционер и меценат. Он поставил на свои средства памятники землякам, создал в Ельце несколько первоклассных музеев. К слову сказать, и сами здания – старинные дома, в которых сейчас располагаются музеи, тоже были возрождены к жизни почти из небытия.
Недоумеваешь потому, как этот внешне такой простой человек, и к тому же совершенно один, сумел все это сделать, – настоящий гражданский подвиг. Было бы понятно, если бы речь шла об очень богатом человеке, скажем, миллионере или мультимиллионере, – нет, Евгений Павлович, хотя и имел средства, и то эпизодические, но не очень большие по современным меркам.
Стоит, конечно, сделать поправку: да, когда говоришь о Крикунове, на ум приходит поговорка «и один в поле воин», но все же справедливости ради нужно отметить, что около него всегда находились люди, которые поддерживали его. С ним рядом была его семья — супруга и двое любимых сыновей; у Евгения Павловича сложился небольшой круг близких, родственных душ. Из близкого круга – недавно ушедший из жизни замечательный художник Павел Блуднов, человек редкой доброты и благожелательности.
Сюда же можно отнести и старого приятеля Юрия Аносова, который с недавних пор, вдруг тоже начал писать картины, да какие! Евгений Павлович был опять, пожалуй, первым, кто оценил проснувшийся неожиданный талант, и начал собирать его картины. Здесь же – и жена Юрия, проректор университета Екатерина Черных, «душа-души» этого круга. Возможно, в него входит и ваш покорный слуга.
Без поддержки всех этих людей наш воин вряд ли совершил бы все свои подвиги. О подвигах сказано здесь вовсе не для красного словца. Представьте себе небольшой провинциальный, старинный город, где жизнь при всех режимах лениво течет по установленному распорядку: власти, как им и положено, указывают, а горожане, как обычно, реагируют: моя хата с краю.
И, вдруг, появляется какой-то учитель физкультуры, Крикунов Евгений Павлович, а в более поздние времена предприниматель средней руки, который советует что-то, о чем его не просят, и не просто советует, а создает музеи и ставит памятники. Горожанин-патриот, которому многое важно в его родном городе. Важно, например, чтобы сохранился старинный облик Елецкой Красной площади, для чего пришлось стать участником почти детективной истории. Надо было проникнуть на Мосфильм, вычислить на необъятных съемочных площадках самого Сергея Михалкова и донести до него важность елецкой проблемы. Легко сейчас говорить об этом, но как непросто было, в том числе, пробить броню государственных и личных проблем руководителя знаменитого «Фитиля». Непросто, но «Фитиль» в Елец приехал, был большой шум, аж до самой Москвы, и как результат – стоят в Ельце и доныне на своем месте старинные дома на Красной площади, отчего ее и сегодня по праву можно называть Красной, то есть красивой.
Евгению Павловичу важно, чтобы история родного города не была только прошедшим временем, а вплеталась в канву его сегодняшней жизни. Поэтому он поставил памятники выдающимся землякам: писателю Ивану Алексеевичу Бунину, философу Василию Васильевичу Розанову, горельеф святителю Иннокентию Херсонскому. И чтобы не только в Лейпциге, Болгарии, Севастополе, Москве была увековечена память о героях из Ельца, но чтобы и ельчане помнили своих героических земляков, в сентябре 1996 года в центре города, напротив Вознесенского собора, была поставлена Крикуновым памятная стела Елецкому пехотному полку.
Для всех перечисленных памятников власти города в разное время предоставили достойные места в центре города. Не повезло лишь Василию Розанову – тот более семи лет стоит во дворе Культурного центра им. B.C. Сорокина. На площадях города ему до сих пор места не нашлось. При жизни Розанова после его публикаций городская почта мешками приносила автору письма-отклики со всего мира, включая Америку, – настолько масштабны были личность и идеи философа. Этот замечательный памятник отличает одна характерная особенность: с первого взгляда видно, что в нем увековечена память именно ельчанина. Бюст мыслителя, очень хорошего исполнения, покоится на подставке из старинного известняка, что большими плитами во множестве добывался вокруг Ельца. По названию этого известняка назывался даже тротуар в городе – плитуар. Такой вот удивительный, «говорящий» памятник Розанову до сих пор ждет своего признания властями города Ельца.
Не всегда отношения Евгения Павловича с властями были благостные. Приходилось и судиться. Власти скрипели зубами и недоумевали: «зачем это ему, и почему не боится»? А действительно, зачем и почему не боится? Возможно, боится, ведь он обычный человек, и у него есть семья, но делает, что считает нужным. А почему – на этот вопрос на самом деле важно ответить в наше время всеобщего меркантилизма, гражданского равнодушия, пассивности и пофигизма.
Не потому ли, что Евгений Павлович любит свой Елец – малую Родину, что ему обидно «за державу», что он настоящий певец красоты, что живет не «хлебом единым», а идеальным содержанием, и платит за это. Однажды в беседе с Р. Хомутским Крикунов сказал: «Конечно, очень тяжело в одиночку тянуть такую махину. Приходится отдавать всего себя, все средства. Я посвятил этому делу всю жизнь. Даже детьми своими мало занимался, о чем теперь безмерно жалею. Тем не менее, я уверен, что собирал коллекцию и создавал музеи не зря – воспитывал прекрасное в людях, а значит, старания мои не напрасны, потому что я делаю мир лучше». Когда я первый раз увидел его музей Народного художника В. Сорокина, музей неописуемой красоты елецких кружевных изделий, картинную галерею, где живет сам Крикунов, музей истории СССР и её символики, меня поразил безупречный вкус хозяина. Кажется, как можно рядом со старинными черными кружевами, похожими на крылья гигантских бабочек, вешать картины чуть ли не авангардного эпатажного художника Шевченко? Но Евгений Павлович рискнул – и ах, картины и кружева не просто дополняют друг друга, но и заиграли новыми красками. Поразительный художественный вкус. Откуда такой талант у спортсмена (был чемпионом региона по плаванию) и учителя физической культуры? Кстати, а откуда художественный талант у его друга Юрия Аносова, картины которого сегодня покупают ценители живописи (хотя, по сути, пишет Юра свои картины всего три года, а до этого никогда не брал в руки кисти)? Вне всякого сомнения, это и врожденное чувство Прекрасного, и результат многолетнего самообразования.
Искусством Крикунов заинтересовался, будучи еще школьником. Как и многие дети в те далекие годы, он начал коллекционировать художественные открытки, и сегодня в коллекции Евгения Павловича насчитывается уже около 7000 открыток по искусству. С тех самых пор он и занимается собирательством. Предмет его интереса – картины, кружева, предметы советской символики, и, безусловно, талантливые люди, у которых он учится до сих пор.
Конечно, есть и обратная сторона деятельности моего удивительного друга. По его собственным словам, любимому делу приходится отдавать всего себя, все средства. Одно утешение, что, в конце концов, дело всей его жизни останется детям. Да и внуки подрастают, Алина и Евгений Павлович-младший; Евгению Павловичу хотелось бы успеть привить им любовь к Прекрасному.
А пока – заботы о семье, музеях, коллекциях, и работа, работа, работа. Он всегда трудится, не чураясь самой черной работы. В этом отношении, Бог, конечно, дал ему талант: и в сфере прекрасного, возвышенного, и в области земного, где он истинный мастер.
Кому-то может показаться, что Крикунов – идеальный человек, что удача так и плывет ему в руки. Ничего подобного, он самый обычный россиянин. Более того, в достаточной мере эгоист, а разве можно было сделать что он сделал, не будучи хоть в какой-то мере эгоистом? Ну да, он живет идеальным, духовным, но и реальным, приземленным. Евгений Павлович вполне расчетливый хозяин, он вынужден зарабатывать на свое меценатство деньги, ему художники, которых он приглашает на плейер, оставляют свои картины. Он где-то хитер, где-то упрям.
Поистине талантливый человек – настоящая тайна и бесконечный мир, мы к таким людям можем только прикоснуться. И восхищаться ими.
РОЗИН Вадим Маркович, доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук
(Опубликовано в газете "Елецкий вестник" №6 (693) от 17 февраля 2014г.)
Добавить комментарий